ОТЧЁТ ОБ УЧАСТИИ В ПАРИЖ-БРЕСТ-ПАРИЖ 2023 ГОДУ
ПОДГОТОВКА
В сентябре 2022 года проехал домашнюю 1000, сделал выводы по некоторым вопросам.
После окончания сезона несколько недель отдохнул. Заказал на распродаже недорогой (16 тыс. руб.) велостанок Thinkrider А1.
Подготовка выглядела следующим образом:
- ОФП (суставная разминка, отжимания, подтягивания, пресс, приседания) и растяжка;
- Зимой (декабрь-март): будние дни - пару раз станок по часу (какая-то программа в zwift), по выходным - лыжи (в основном коньком, один раз пробежал марафон 50 км);
- Велосезон (с апреля): будние дни - один раз погонять (час) и один раз спокойно прокатиться (час), а в выходные длительные тренировки от 3-х часов. Ну и старался покататься при любой возможности.
В начале сезона чувствовал себя хорошо и как-будто уже раскатанным.
На домашней серии у нас были хорошие бреветы 400 и 600 км с большим (по московским меркам) набором высоты.
В середине июля съездил в отпуск - плавал в море, ходил по горам и пару раз брал шоссейник в прокат в Красной поляне.
Но все равно накат получился не очень большой для подготовки к такому мероприятию - чуть более 4000 км. При этом самочувствие было отличным.
Сделаю небольшую оговорку. Первый раз на шоссейник я сел в конце 2019 года. До этого катался на МТБ и не очень активно. Первый бревет 200 км проехал в 2020 году. Больше 1000 км до ПБП ни разу не ездил, поэтому весь отчет стоит рассматривать как опыт новичка в таких делах.
ОРГ ВОПРОСЫ
Для проехавших 1000 предрегистрация доступна в первую очередь, чем я и воспользовался в январе (50 евро). Правда до конца не верил что все сойдется и получится поехать на ПБП.
В апреле подались на визу (10 тыс. руб.). Бронь отеля - первый попавшийся на Островке без оплаты. В посольство прикладывали предрегистрацию (приглашение в ЛК АСР появилось позже). Сделал спортивную страховку с велоспортом (1,5 тыс. руб.).
Решили снять дом на 7-х человек неподалеку от Рамбуйе. В начале лета внесли половину (22 тыс. руб.), а потом в начале августа - вторую.
После закрытия серии бреветов в июне (Super Randonneur 200-300-400-600 км) появилась возможность регистрации на ПБП. Регистрация - 145 евро + 48 евро джерси.
С авиабилетами тянул до последнего, в итоге получилось очень дорого (125 тыс.руб. вместе с велосипедом), но летели вместе с Виталиком.
Аренда велочемодана - около 4,5 тыс. руб.
ОБОРУДОВАНИЕ И ЭКИПИРОВКА
Велосипед - Canyon Grail al 6.0 (пробег 17 тыс.км). Покрышки Continental gatorskin 28мм (пробег тысяч 8), групсет shimano GRX , система 46/30, кассета 11-34 (поставил в начале сезона и несколько новых цепей). Седло Fizik tempo argo r1. За пару недель до поездки отдал на ТО - замена тросиков и рубашек, замена роликов заднего переключателя, прокачка тормозов, смазка и чистка всего, что нужно смазать и почистить.
Аптечка: крем Asos, крем офоломелид, крем для губ 30 SPF, пластыри, найз, смекта, лоперамид, зуб.паста и щетка. Влажные салфетки для интимной гигиены!
Свет: фара передняя Fenix BC21R V2.0 с аккумулятором на 3500 мАч и 2 запасных по 2600 мАч; передняя мигалка Topeak (на всякий случай); задний фонарь с клипсой на сумку на батарейках ААА (основной); на пере задний фонарь Moon cerberus (резерв); маленькая китайская мигалка на шлем/перо (резерв).
Пауэрбанки на 5000 и 10000 мАч. Зарядка, несколько проводов.
Сон: спасодело многоразовое Forclaz и одноразовое Leina-Werke (резерв), бивачный мешок Lixada (120 гр.), надувная подушка (нужная вещь!), надувной коврик Naturehike Mummy Black (440 гр., R3.5), беруши, повязка на глаза. Светоотражающие ленты на руки.
Инструменты: протирка очков, липучка, резинка, стяжки, стропы Sea to summit, запасной петух (и ключ torx к нему), мультитул Birzman с выжимкой, смазка цепи Smoove (завернута в одноразовую перчатку и кусок ткани), покрышка, 6 камер (2 бутиловых и 4 TPU), насос, монтажки, латки, замок цепи, переходник с авто, изолента и армированный скточ, швейцарская карточка (нож, ножницы, пинцет и т.д.).
Одежда с собой: второй комплект бибов dhb aeron и клубная джерси. Несколько пар носков + теплые, трусы (для сна). Флисовые ногова декатлон, термуха с длинными рукавами Arcteryx, куртка-дождевик декатлон, охладители ног Gaint и рук Rockbros (поэтому солнцезащитный крем не брал). Теплые перчатки, бафф, тонкая шапка-подшлемник, велобахилы.
На себе: короткие перчатки, кепка, шлем, очки (Rockbros, фотохром), летняя джерси с длинными рукавами из декатлона (ткань 50 SPF), базовый слой veter.cc, бибы с карманами YKYWBIKE, жилетка ПБП, велотуфли Specialized recon 1.
Сумки: на руль Velohorosho, на раму Topeak toploader (с чехлом от дождя) и SKS, подседельная Topeak backloader 6l (с компрессионным гермомешком), фляга для инструментов BBB.
Фляги для воды на 0,9 и 0,75 л.
План проезда - хотелось поспать и помыться 2 раза в Людеаке, а там по ситуации. С собой распечатал такую табличку и подложил её в чехол телефона.
ПРИБЫТИЕ
Т.к. сам чемодан был у меня очень тяжелый (13,5 кг), то на регистрации пришлось некоторые вещи оттуда перекинуть себе в рюкзак и к Виталику, чтобы пройти лимит в 32 кг. Прибыли в Париж без приключений - немного поспали в Стамбуле на пересадке, достаточно быстро получили велосипеды. Поехали на местном МЦД (RER) с несколькими пересадками. Потом долго не могли вызвать такси, в итоге подошли местные, которые наблюдали за нами из кафе, посмотрели сколько стоит по Uber и довезли до домика, где нас уже ждали прибывшие ранее.
Собрали велосипеды - все работает, ничего не поломалось. Единственное - утром спустило колесо, ребята заставили более внимательно исследовать покрышку и в итоге нашлась внутри маленькая проволочка.
На получение стартового пакета выезжали под дождем - промокли сильно за 15 км, но к обеду распогодилось и мы решили двинуть в Париж на прогулку.
Предварительно пообедали в Рамбуйе и сели на электричку до Монпарнаса. В Париже я был первый раз - в целом город понравился. Прогулка на велосипеде позволила быстро осмотреть основные достопримечательности.
Проживание в доме сильно экономило средства. Гоняли в Ашан за продуктами и готовили дома.
ПРОЕЗД
Накануне загрузились макаронами. Утром все собирались, ориентируясь, что дождя не будет, а в конце станет очень жарко. Днем легли немного поспать. Двинулись в Рамбуйе. Огромные толпы велосипедистов стекались в стартовый городок. Благодаря Андрею, вставшему в очередь, мне удалось поесть перед стартом.
Старт в 18:00 20 августа.
Начали очень резво (в какой-то момент оказались в пелотоне рядом с маршалами), за что поплатился на первой сотне - пришлось сбавить темп и подкрепиться мармеладом, отпустив Виталика вперед. Начались первые серьезные подъемы.
На первой остановке (119 км 23:10) в Мортане встретились с Алексеем и дальше поехали втроем. Тут продавался различный спортпит и много экипировки Castelli.
Кстати, вода во Франции везде одинаковая независимо от того, из какого крана она течет - поэтому заполнять фляги можно откуда угодно. Через некоторое время я к этому привык)
Немного поспали за столом на КП1 (203 км 3:35 21 августа) в Жуэле после хорошего перекуса.
Очередей особо не было, да еще и подбегали дети и помогали налить воды и объяснить где туалет/поспать/что-то купить. Ночью было не особо холодно. Ехали, болтали втроем и в какой-то момент обнаружили за собой огромный хвост рандоннеров. Редко маленькие группки из 2-3 человек обгоняли.
Под утро группа рассыпалась.
Утром в Фужере (КП2 292 км 9:04 21 августа) немного подкрепились и отдохнули.
На этом КП была веломастерская, услугами которой многие пользовались.
Потупив немного поехали дальше сквозь поля и каменные деревушки, почти в каждой - своя церковь. Местные жители радовались, подставляли ладошки, подбадривали на подъемах.
Днем в Тинтеньяке (КП3 353 км 13:12 21 августа) я остался на полноценный обед.
Взял с собой пирожное Париж-Брест, потом отъехал за город и в теньке с удовольствием съел его.
В Кудилаке (378 км) остановился немного подзарядить часы Suunto 9 peak, которые использовал как велокомпьютер/навигатор.
Вечером по приезду в Людеак (КП4 435 км 18:55 21 августа, время в пути 24 часа 52 минуты) помылся (отдельный квест) за 5 евро и поспал несколько часов за 8 евро. Проснулся сам за 5 минут до будильника, но к назначенному времени меня никто не пришел будить. Чувствовал себя нормально.
В ночь выехали в Алексеем. На секретном КП (02:08 22 августа) не задерживались.
Потом к нам присоединился Володя в Николас-дю-Пелем (482 км), где мы немного подкрепились.
В Каре (КП5 515 км 4:39 22 августа) пулей отметились, доели багет с предыдущей остановки и помчались в Брест, т.к. 40-часовой лимит поджимал. От спокойного темпа меня начинало вырубать. Но тут нас начала обгонять быстрая группа испанцев с японцами, на хвост которой я и сел. Вместе с ними мы очень бодром темпе преодолели 20-километровый подъем на плато до телевышки, где уже чувствовался морской воздух. Начался рассвет.
Тут в Бретани было все какое-то другое, даже вывески на 2-х языках. В конце длинного спуска сквозь туман мы вновь встретились с Алексеем и прибыли в Брест (КП6 604 км) вместе в 9:18 22 августа - итоговое время 39 часов 15 минут (плюс 45 минут к лимиту). Первая мысль - "б**, теперь все это обратно надо ехать!". Перекусили в булочной, пофоткались на пляже около моря и на мосту - настроение поднялось.
Двинули в путь. В конце моста стояли люди и раздавали холодную вкусную клубнику, что еще больше приободрило на обратную дорогу. Начинало припекать и впереди был самый сложный участок маршрута (1300 метров набора на 90 км), в начале которого крутой 5-километровый подъем. Ехалось тяжело. Днем было очень жарко, просто крутили кто как мог.
На секретном КП (14:33 22 августа) выпили колы, заправились водой, умылись и поехали дальше. Велосипеды раскалились, пока мы отмечались.
Повалялся/поспал 45 минут в теньке на травке в Каре (КП7 698 км 17:08 22 августа), а все остальные уехали вперед. Бодрости это не прибавило, но ехать надо было.
Гуарек (731 км) встретил закатом и вкусной едой.
Выполнил гигиенические процедуры и это придало сил и свежести )) Все как-то медленно ехали, потом нашлись несколько человек, с которыми постоянно пересекались, и поехали бодрее. Начались крутые спуски с поворотами, на которых мы сильно оторвались от предыдущей большой группы (было уже темно и народ старался ехать вместе).
Прибыл в Людеак (КП8 782 км 23:49 22 августа, время в пути 53 часа 46 минут) уставшим. Надо было тут оставаться спать нормально на несколько часов. Голова плохо соображала. Решил поесть и ехать дальше. Поспал немного (минут 30) за столом. Встретились с Лехой и поехали. Было тепло (для ночи), все небо в звездах. За разговорами начал замечать, что просто засыпаю за рулем и несу какую-то чушь. Остановились у первого домика, лег на бетон рядом - он был теплый. Подстелил спасодеяло, а сам залез в бивак. Через 45 минут собрался и поехал. Но не долго, т.к. попалась кафешка, в которой съел огромный вкусный бургер и выпил эспрессо. В эту ночь на пути везде были разбросаны рандоннеры по обочинам и закоулкам.
Кудилак (842 км) проехал мимо. Начался красивейший рассвет в густом тумане.
На КП9 (876 км, прибыл в 8:05 23 августа, закрытие КП для меня в 7:45, т.е. минус 20 минут к лимиту) в Тинтеньяке встретился с Виталиком, у которого был день рождения. Хотели отметить пивом, но почему-то взяли редбулл)
До Фужера (КП10 928 км) ехалось вяло, в какой-то момент я решил, что Виталик сзади и начал медленно всех пропускать вперед, а потом съехал на обочину и сидел и тупо смотрел на проезжающих. Солнце жарило. Через минут 15 пришел в себя, перекусил батончиком и поехал дальше. На въезде в город был крутой подъем, но красивый замок отвлекал на себя все внимание. На КП (12:40 23 августа, минус 15 минут) хорошенько поел, умылся и пошел на травку часок поспать.
По дороге в Жуэль (КП11 1018 км) остановился у волонтеров подкрепиться блинами с вареньем. А потом и в каком-то городке съел мороженое.
Солнце садилось - ехать стало легче, а впереди ждали подъемы. На КП (время 21:26 23 августа, время в пути 75 часов 23 минуты, минус 2 часа) подзарядил технику и перекусил, прихватив с собой запасы. Хотелось поспать, но уже начал сильно вываливаться из лимита. Тут были массажные комнаты (вроде 15 евро) и врач. Дождался на выезде из города бодрую группу англичан и помчались в ночь.
До следующего КП12 в Мортане (1099 км) сделали только 1 остановку на 10 минут - съесть припасенные с собой круассаны и шоколадки. Лимит начал нагонять, но на КП приехал уже почти засыпая в 2:40 24 августа (минус 30 минут). Последние 100 метров шел пешком в горку, т.к. за рулем начал видеть сон. Проезжающий мимо рандоннер сказал, что я выбрал хорошее время для прогулки. Договорились через час выезжать вместе с Виталиком, который расположился на травке. Я поел и пошел спать в зал к медикам в биваке - там было теплее, чем на улице.
Съели по гелю и погнали дальше. Через какое-то время Виталик сказал, что делает остановку и догонит меня. А я нашел француза, который гнал 35+ и из колонки у него играла классическая музыка - минут через 20 сказал ему "спасибо", что разбудил меня и провез на колесе. Сбавил темп, догнал Володю на рассвете, поболтали немного, но он стартовал позже и запаса времени у него было побольше.
В Дрё (КП13 1177 км) отметился в 8:25 24 августа (плюс 10 минут к лимиту - нагнал!), пополнил запасы воды и переоделся. Пишу Виталику, отвечает что подъезжает. Пишу чтобы догонял, т.к. мы стартовали в одной группе. Немного покапал дождь, но дальше вышло солнце.
Остается 42 км до финиша, лимит в 90 часов истекает в 12:00.
Гоню, понимая, что времени на форс-мажор не остается. Подъемы, поля...и вот он финиш. Итоговое время (по электронным отсечкам) 89 часов и 2 минуты. Получил медаль. Стою на выходе около финишных отметок, где вручают медали. Волнуюсь за Виталика, т.к. остается менее часа до лимита. Финиширует Володя. А чуть позже и Виталик - успел в лимит!
Мыслей никаких не было - просто опустошение.
ПОСЛЕ
На финише встретились с остальными, выпили немного пива, сходили поесть в город, т.к. была огромнейшая очередь на бесплатное питание. Начался дождь и накатывала усталость. Часть поехала своим ходом, а мы на такси с Андреем. Хотели устроить посиделки, но все сразу отрубились (часов в 16) спать до утра. Потом отдыхали, собирались и ели.
Домой добрались без проблем.
Немного опух правый ахил (похоже что из-за постоянного выстегивания) - помазал найзом и на следующий день все прошло. На правой руке онемели несколько пальцев (мизинец и безымянный) - в течении месяца прошло само.
Ел много на маршруте - вес не потерял.
ИТОГИ
Для моего организма лучше поспать 2-3-4 часа и ехать быстро, чем несколько раз по 15-30 минут и ехать не в адеквате. Главная ошибка - надо было как и планировал лечь спать второй раз в Людеаке часа на 2-3, а не пол часа за столом.
Ехать в основной массе мне понравилось, всегда кто-то есть рядом. При этом с огромными очередями нигде не сталкивался, максимум 5-10 минут.
Несколько раз подзаряжал пауэрбанком телефон и часы. На обратном пути на КП в Каре и Мортане отдавал гаджеты волонтерам на подзарядку - они клеят бумажку с твоим номером на них, принимают и отдают сами. Так что возможность есть, но может оказаться так, что свободных розеток не будет.
Гигиена - важна! Раз в пол дня протирал нужные места влажными салфетками. В начале пользовался кремом asos, потом перешел на офломелид. Конечно, нагрузка на пятую точку чувствовалась, но не критично.
При сборе вещей перед стартом забыл одноразовые тапки, о чем сильно пожалел, когда пошел в душ на КП. Там дают только простынку, а качество пола оставляло желать лучшего.
Еда на КП вкусная и выбор большой (кафе, столовые, гриль), проблем с животом не было. Единственное - от багетов травмировалась десна, было раздражение во рту. С собой брал 6 гелей и 4 протеиновых батончика - все съел, еще и один гель докупил на предпоследнем КП. Был изотоник в таблетках, один-два раза в день добавлял в воду. Большую часть денег привез обратно, потратил не больше 200 евро с момента выхода из французского дома до возврата.
Один раз немного подзарядил аккумулятор для фары, а так - хватило 3 штуки. Старался экономить - в группе на малой мощности, на спуске поярче ставил. Задняя была не очень мощная на батарейках, но этого достаточно.
Надувной коврик не использовал, хватило бивачного мешка и спасодеяла. Но все равно считаю его не лишним.
Нам повезло с погодой - дождя не было, по ночам не очень холодно. Поэтому часть утеплительной одежды провозил зря.
Цепь как смазал Smoove накануне выезда так и не зашелестела до финиша.
В общем - все оборудование работало как надо и ничто меня не отвлекало. Организм - молодец, не подвел. Разуму было тяжело, но он тоже в нужный момент собирался и руководил организмом до победного конца.
Рельеф - очень холмистый (набор высоты около 12 000 м), запомнился сплошной подъем 20 км к телевышке перед Брестом и крутой длинный подъем по жаре после него.
Водители вежливые, дороги в целом - хорошие (попадался крупнозернистый асфальт или участки с заплатками), но ночью не хватало разметки. Трафик очень редко был плотным, а чаще всего - практически отсутствовал.
Общее у средств передвижения участников были только круглые колеса, которые приводятся в движение мускульной силой через педали. Ехали на всем, что едет - шоссейники и гревелы, МТБ и фэтбайки, складнички, фиксы и синглспиды, лигерады, веломобили, даже велосипеды без седла (и без штыря)))
Последние сутки ехал уже на автопилоте, надо было только закидывать еду в организм. Помогали разговоры с попутчиками из разных стран, а когда засыпал от монотонной работы - садился в быстрые группы, чтобы была максимальная концентрация.
Можно ли было проехать быстрее? Можно. Надо отталкиваться только от себя, жестко контролировать время остановок и лосячить, находя себе подходящую группу. Но зачем? Ну и конечно - нужно лучше тренироваться (это точно нужно). В моем понимании бревет - это про общение с людьми и наблюдение за окружающей местностью, т.е. как путешествие (бревет - не гонка!)).
Очень понравилась атмосфера праздника, поддержка местных жителей в виде подбадриваний ("але", "кураж"), подкармливаний (наливали воду, давали выпечку) и предоставления ночлега (матрасы в гаражах). Все деревни украшены по мотивам заезда.
Отдельно стоит выделить волонтеров - они молодцы и всегда готовы были помочь, иногда даже предугадывая твои потребности)
Больше всего сил и времени отнимают оргвопросы и планирование различных аспектов проезда (как, что, сколько всего с собой взять и т.д.). Самое легкое в этом плане - это физическая подготовка, просто берешь и катаешься) Ну и морально должен быть готов действовать по ситуации - всего предсмотреть невозможно.
Но такие мероприятия остаются с тобой навсегда, трудности забываются, а море хороших впечатлений перекрывают все моральные, физические и материальные затраты.
Закончу стандартной фразой:
каждый рандоннер должен проехать Париж - Брест - Париж хотя бы раз в жизни.
Андрей К.