Золотое кольцо BRM1000

20 июля 2023

Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах.

С.Есенин

Долго думал, принять участие в супербревете "Золотое кольцо" на 1000 км от московского клуба "Караван" или на 1200 от архангельского "М8" примерно по тому же маршруту, но на две недели позже. Посмотрев оба трека, увидел неоспоримое преимущество московского варианта - КП, находящиеся у главных достопримечательностей городов, которые вошли в маршрут. А вот клуб М8 большинство городов оставил без заезда, проложив маршрут по объездным. Я к бреветам, а особенно к выездным, отношусь больше как к турпоездке, поэтому первый вариант оказался для меня предпочтительнее, пусть и был меньше по дистанции.

Решив, что вряд ли старт будет раньше 8 утра - участникам надо же добраться до станции Хотьково, откуда и начинался бревет - купил невозвратный билет до Москвы с прибытием в 5:50. Поторопился. Чуть позже выяснилось, что старт-таки будет дан уже в 6:30 утра. Обрисовал ситуацию Наталье Кудиновой - президенту клуба Караван, она разрешила стартовать позже. Главный минус моей торопливости - то, что я остался без предстартового общения и фото.

Итак, любимая жена проводила меня на поезд и я погрузился в сон верхней полке второго этажа. Наверное, самое неудобное место двухэтажного поезда, но других по невозвратному (а значит, более бюджетному) тарифу не было.

Поезд мой прибывал на Киевский вокзал, а электричка на Хотьково отправлялась с Ярославского. Ну и замечательно - прокатился по пустынной утренней Москве. Вообще, если не считать допандемийной гонки "Садовое кольцо", это моя первая (!) поездка на веле по нашей столице.

Водители в это время суток показались вежливыми и предупредительными. Удивило множество такси, припаркованных как ни попадя - криво-косо, как-то режет взгляд. Остановился у Кремля, немного потротуарил (удивился, как меня перекидывало на карте навигатора - глушилки - безопасность и всё такое)

и по Маросейке - Покровке доехал трех вокзалов, среди которых оказался и нужный мне Ярославский.

Электричка - из обычных старорежимных - докатила до Хотьково, где я в одиночестве и стартовал от Покровского монастыря.

Судя по мокрому асфальту и лужам, тут недавно прошел дождь, а исходя из комментариев в чатике, он изрядно помочил остальных участников бревета. Ну по крайней мере один плюс более позднего старта выявился.

С этими переездами как-то совсем забыл о завтраке. По-хорошему надо было позавтракать до бревета, а потом уже выезжать, раз уж был карт-бланш на время старта, но руки сами тянулись нажать заветную кнопку начала отсчета. Заехал на первую заправку, залил бачки соком с водой, ничего съедобного там не оказалось, поехал дальше - в Сергиев Посад.

В Лавре уже доводилось бывать, поэтому, полюбовавшись издали, проехал мимо. Город запомнился огромным количеством светофоров, на каждом из которых пришлось постоять. На выезде заехал на заправку Газпром, позавтракал, хотел подзарядить телефон (в поезде розетки почему-то не работали), но работники мне сообщили, что у них нет такой опции. Очень странно, конечно. Ладно, трек пишется не только стравой, но и навигатором.

Через некоторое время, после движения по загруженному Старому Ярославскому шоссе, свернул на Краснозаводск и чудесную дорожку вдоль реки Куньи.

Но лафа длилась недолго. Вскоре я выехал на шоссе на Калязин, которое после начала Тверской области стало малопригодным для приятных поездок.

Въезд в Калязин непригляден. Помнится, неприятно удивились во время нашего семейного велопохода при посещении Осташкова - настолько он был неопрятен и замызган. Оказывается, это не единственный случай, а, как потом оказалось, обычное явление здешних мест. Что для меня, жителя северо-запада, совершенно непонятно. Но Волга с проплывающими кораблями и, конечно, колокольня Никольского собора - единственное, что осталось от затопленных двух третей города при строительстве плотины для Угличской ГЭС (1939 г.) - выглядят превосходно.

А стоит обернуться - и перед тобой поросший травой пустырь в обрамлении плиточных тротуаров

Есть особо не хотелось, решил дотянуть до Углича. Наивно рассчитывал, что дорога после начала Ярославской области изменится в лучшую сторону. Не тут-то было.

По пыльным улицам заехал в центр Углича, известного в первую очередь убийством младшего сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия. За это в Угличе казнили около 200 человек и колокол, который созвал горожан на восстание - ему отсекли язык и сослали в Сибирь. Мать царевича насильно постригли в монахини.

Центр красив и ухожен (за исключением мостика к Угличскому кремлю - в состоянии или процессе ремонта?). Вероятно, посещение всех этих жемчужин русской истории предполагается в первую очередь на теплоходе, иначе почему дороги находятся в таком ужасном состоянии? Лобби круизных компаний? Или деньги из дорожного фонда распределяются по более нужным статьям расхода? Напомню, это Золотое кольцо - главный экскурсионный маршрут России. Подчеркиваю каждое слово в последней фразе.

Рядом с туристическими автобусами пожилые женщины возмущались по тому же поводу. Выходит, не меня одного это беспокоит.

В общем, так разволновался, что забыл пообедать. Опомнился уже на полпути к Рыбинску. Заехал в какой-то сельский магазин, взял мороженое, что-то еще, пообедал таким образом на лавочке рядом с магазином. Добрая продавщица поставила на зарядку мой телефон. Теперь должно хватить до спального КП в Ярославле.

Наконец-то дорога стала хорошей. А Рыбинск вообще приятно удивил! Со вкусом оформленные улицы, прекрасная набережная Волги, множество интересных памятников - сюда я с удовольствием заехал бы с семьей в одной из грядущих поездок.

Не стал терять время на кафе, заехал на заправку на выезде, быстро подзаправился, надел светоотражайку, включил огни - уже стемнело - и дальше. Через какое-то время заметил, что заднее колесо опять одрябло. На этот раз решил поменять не только камеру, но и покрышку.

В темноте заехал в Тутаев. Отметился на КП у Воскресенского собора в яркой подсветке и дальше на Ярославль - к еде и сну.

Дорога отличная - долетел мигом. В хостеле ждала Наталья Кудинова с командой волонтеров. Вместо обещанного сухпайка был приготовлен роскошный ужин из нескольких блюд. А потом - поставить будильник на через три часа и спать... Итого 354 км из тысячи пройдено.

Утром, позавтракав, отправился дальше. Ждать никого не стал, хотя уже и засобирались мои земляки - Лена и Влад Мантуровы - почему-то в этот раз хотелось ехать одному. Утренний Ярославль был почти безлюден, поэтому достаточно быстро выехал на просторы Костромского шоссе.

Внезапно захотелось кофе. И мороженого. Заехал на очередную заправку, взял вышеперечисленное и употребил, глядя в окошко, как мимо проезжают Лена, Влад и еще какой-то парень (потом оказалось, что это Артем Костяшин).

Догнал, посидел немного на колесе, но ноги чесались ехать побыстрее. Благо шоссе позволяло, устроился на лежаке и попилил. Вжух! - а вот и Кострома.

Фотографировать центр не стал - тут мало что изменилось после прошлогодней тысячи "Незолотая осень". Почему-то забыл написать отчет о ней, а теперь уж вряд ли соберусь. Спустился к набережной, вспомнил, как почти 20 лет назад причаливали сюда с молодой женой во время свадебного круиза по Волге (до сих пор остались очень теплые чувства о той поездке).

И поехал обратно через мост. Мост (единственный через Волгу), похоже, не убирали с зимы. Справа - слой грязного песка, из-за чего приходилось ехать чуть левее, мешая автолюбителям, некоторые из которых, впрочем, и рады тому, что есть возможность лишний раз попортить жизнь велосипедисту. Вообще, такую категорию водителей я презираю всей душой. Щемить велосипедиста, зная, что он тебе в ответ ничего не может сделать - это как мучить котят. Ну да Бог им судья.

Еще раз позавтракал в кафешке за мостом, удивив официантку аппетитом, и двинул в сторону Иваново. До Приволжска дорога была неплохой, а потом - всё хуже и хуже. Узкое шоссе, постоянный поток машин, многие из которых не удосуживались взять хоть немного левее при опережении. Потом Иваново с наполовину снятым асфальтом. Наверное, ремонт, но техники не видно. Отметился на КП у памятника Борцам революции

и бегом из города. Хотя потом трек повел по интересной улочке с памятниками пожарной технике, и это было неплохо. В общем, вторая часть пути по Иваново была уже спокойной. Но выезд из города снова начал напрягать. Сделано шоссе в двумя полосами в каждом направлении. Но почему-то заасфальтирована только одна. Остальной асфальт был перемещен в более нужное место?

Ладно, до заправки в Шуе как-то доехал. Там сидело трое участников - Елена Вольвич из Волгодонска и москвичи Павел Сидоров и Виталий Мерзликин. Немного поболтали, и они уехали. Я подкрепился хот-догом, залил воду и направился за ними. А вот эта дорожка - от Шуи до Лежнево была хорошей - рельефчик, мало машин. После Лежнево, перед выездом на трассу увидел машину скорой помощи и моих недавних собеседников. Оказалось, что Лена упала и, как позже выяснилось, сломала руку. Парни посадили ее в скорую и остались ждать такси, чтобы отвезти велик на ночное КП в Суздаль.

Несколько километров по шумной трассе и трек свернул на дорогу в сторону Гаврилова Посада,

куда я прибыл уже в темноте.

На главной площади - памятник владимирскому тяжеловозу, породу которого вывели на здешнем конном заводе.

Сам городок показался уютным и интересным. Было темно, поэтому время на съемку тратить не стал. Но заехать сюда как-нибудь надо.

Сделав круг по улицам, по грунтовке выехал на дорогу на Суздаль. Осталось 30 с небольшим км до ночного КП в Усадьбе Огурца. И эта поездка была самой прекрасной за всё время бревета. Полная луна, ясное небо, тишина - так здорово отдохнуть от дневной суеты шумных дорог! Идиллия. Особенно запомнился объезд церкви в Романово, когда луна перемещалась по небу от края до края... К сожалению фото не передают ровным счетом ничего.

В Усадьбе огурца ждали радушные волонтеры. Как в сказке - накормили, напоили и спать уложили.

Опять три часа сна и вперед. Вышел из дома - вокруг всё дышит свежестью и влагой - ночью прошел дождь. Мне на этом бревете пока везет - еще ни разу не промок.

Суздаль - жемчужина Золотого кольца. Деревянные домики, множество церквей, торговые ряды, кремль - кажется, что это сюда свезли из разных мест, как, например, в Кижи или Витославлицы. Но нет - это всё здешнее, подлинное.

Особенно здорово прокатиться по утренним пустым улицам, когда еще не явилось всё то, что сопутствует всем значимым достопримечательностям - толпы туристов, торговля безделушками, зазывалы, уличные артисты разного пошива...

Сколь бы ни было тут хорошо, надо ехать дальше. Несмотря на ранние часы, трасса "Золотое кольцо" уже гудела множеством машин. Кое-где идут работы по расширению полотна. Опять же вопрос - почему только сейчас? По моему мнению, такие дороги должны были давно уже привести в современный вид. Но лучше уж поздно, чем никогда, согласен.

После 20 с чем-то километров по трассе, трек свернул налево на красивую каменистую грунтовку.

Которая через живописные поля вывела к Боголюбово.

Там я почему-то повернул не направо, к Владимиру, а налево, к Нижнему Новгороду. И только километров через пять опомнился. Зато сфотографировал Боголюбский монастырь со стороны, оставшейся неизвестной остальным участникам бревета.

Забавно - ехал по дороге, поток был средненький, а буквально за километр до Владимира повалили. И откуда взялись? Дорога-то одна. Загадка...

Владимир понравился. Нет в нем этой пыльной обездоленности, как на въездах в Калязин и Углич, нет промышленной неуютности как в Ярославле. Город, в котором я, наверное, смог бы жить, если судьба распорядилась бы так. Кстати, водители во Владимирской области достаточно адекватны, не сравнить с костромскими и тем более ивановскими. Вероятно, окружающая обстановка всё-таки сильно влияет на внутренний мир.

Доехал до Золотых ворот, отметился в приложении и двинул дальше, наслаждаясь центральными улицами Владимира.

Как-то незаметно выехал из города, забыв пообедать в каком-нибудь уютном кафе. Пришлось останавливаться в сельской "Пятерочке" и поднимать энергетический баланс булочками и йогуртами. Неожиданно пошел дождик. Не стал ждать его окончания, надел дождевик - не зря же я его брал - и поехал в сторону Юрьева-Польского.

Дорожка - загляденье - рельефная, с хорошим асфальтом, небольшим трафиком и нормальными водителями - долго ли коротко ли довела-таки до этого города.

Я раньше ругал некоторые города за их захолустность, а вот Юрьеву-Польскому это почему-то идет. Будто не захолустность, а аутентичность это. Мне тут понравилось. По-доброму как-то.

На рынке съел шаурму (сломал язык, пока выговаривал вместо привычного "шаверма") - оказалась весьма неплохой и покатил дальше.

Дорога дальше то делала вид, что рельеф уже закончился, то смеялась надо мной очередной горкой. Но за окружающие пейзажи я прощал ей всё:

Ближе к Кольчугино стало припекать. Прошляпил все магазины - этот не хочу, тут надо на другую сторону, а здесь много народу - и на трех каплях воды дотянул до забытой Богом заправки, куда кроме меня, похоже, никто никогда не наведывался. Выпил чего-то холодненького, съел несколько порций мороженого, заправился под завязку и - встречай меня, Александров!

Зайдя в кремль, обалдел от такого множества церквей. Все разного размера и разных форм. Начал размышлять - а зачем их столько на относительно небольшой территории? Так и не понял. Погулял, посидел на лавочке; хотелось бы побольше, но надо успевать в Хотьково на электричку, а потом еще и на поезд в Питер - завтра же на работу...

Центр Александрова шумный и пыльный. А в сочетании с жарой - ну что Средняя Азия. Поэтому неудивительно, что для обеда я выбрал узбекское кафе с вкуснейшей лепешкой и лагманом, а еще холодненьким компотом.

После форсирования оврага, мост над которым был в ремонте, выехал из города и вскоре на остановке встретил Диму Рогачёва. Перекинулись парой слов, я потихоньку поехал дальше, он чуть позже меня нагнал. В Киржаче посетили в магазин, отдохнули-подкрепились и двинули дальше. Оставалось совсем немного - километров 70 до Сергиева Посада, ну и до Хотьково около 20.

После выезда на А-108, я вышел на смену и, подгоняемый потоком фур, разогнался почти до 50. Что поделать - нога пошла... Через некоторое время посмотрел назад - Димы не видно. Он и до этого жаловался на боль в ахилле и предупреждал, что может отстать, поэтому дожидаться его не стал. Ехалось хорошо и комфортно - давно не было таких дорог с широкой обочиной. Расположившись на лежаке, глотал километры и думал, что так и домчу ну по крайней мере до Сергиева Посада. Но нет - дальше снова пошел рельеф. Не сложный, но поработать пришлось. Потом выезд на М-8 и - внезапно - поворот на садоводство. Вот это контраст! Только что многодецибельное гудение автострады и через минуту деревенские дорожки среди цветов и деревьев. Потом, правда, это сменилось на гаражи и пустыри, но первое впечатление - самое верное.

Перед заездом в Сергиев Посад обогнал мужичка на велосипеде, поздоровались, он почему-то назвал меня гонщиком. Спорить не стал, мне бы уже побыстрее завершить этот бревет.

Отметился у Лавры и километров через 20 дороги с небольшими горочками подъехал в финишу. Про тянущиеся предфинишные километры говорить не буду - о них все прекрасно знают.

На финише меня тепло встретили, угостили баночкой пива, я с сожалением отклонил приглашение на праздничный ужин и помчал на электричку до которой оставалось каких-то 14 минут.

Потом переход с Ярославского вокзала на Ленинградский и сон на верхней полке до самого Санкт-Петербурга. А утром - #налюбимуюработу.

Большое спасибо клубу "Караван" и лично Наталье Кудиновой за бревет и поддержку на маршруте! Всё было на самом высоком уровне - вкусно, душевно и интересно!

Засим всё, всецело ваш.

Общее время 61:22.


Петр Синельник
Первоисточник - https://dzen.ru/a/ZLDRVGxIxkMNK4Eu
Опубликовано с разрешения автора.